Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры.
Для повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства,
методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный
методы, которые широко применяются на уроках физкультуры позволяют решать
многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем.
Игровая деятельность
является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания.
Игровой метод всегда привлекает и радует ребенка, а варьирование различных его
форм дает возможность успешного решения задач физического воспитания.
Игровой метод
используется для комплексного совершенствования движений при их первоначальном
разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в нем
присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты,
находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях.
Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма,
товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В
игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и
делать выводы. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием
между играющими определенных отношений, что способствует активному общению
детей, установлению контакта с одноклассниками. Правила и двигательные действия
подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в
обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Игровой метод характеризуется
определенными особенностями: «сюжетная» организация (деятельность играющих
организуется в соответствии условным сюжетом), разнообразие способов достижения цели (возможность
достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий),
комплексный характер деятельности (игра включает в себя различные двигательные
действия — бег, прыжки, метания и т. д.), широкая самостоятельность
действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости,
ловкости, вероятное программирование действий и ограниченные возможности
дозирования нагрузки. Важной особенностью является моделирование напряженных
межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в
большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической
напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения,
которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так
и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх). Это
создает высокий эмоциональный накал и содействует выявлению этических качеств
личности. Вероятное программирование действий и ограниченные возможности
дозирования нагрузки.
Упражнения, выполняемые в
игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных
снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес к спорту и физкультуре,
стимулируют усвоение техники отдельных элементов упражнений, способствуют
стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач.
На своих уроках применяю подвижные игры, которые в зависимости от их целей
делятся на общеразвивающие, игры с бегом, игры с прыжками, игры с мячом, игры с
обручем, зимние игры, народные игры, игры-эстафеты и т.д.
Например:
«Передай апельсин»
(общеразвивающая игра). Дети разделены на две команды, встают в две шеренги
напротив друг друга. Игроки в каждой команде должны передать друг другу
апельсин (мячик). При этом можно пользоваться
только подбородком или плечом. Руками помогать нельзя. Если вещь падает
всё начинать сначала. Та команда, которая быстрее сможет передать вещь,
выигрывает.
«Невод» (игра с бегом). 2
игрока берутся за руки и ловят других. Догнав кого- нибудь, они должны соединить
руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь они уже втроём они ловят
остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех
пор, пока не будут пойманы все участники.
«Погоня» (игра с бегом). Дети
делятся на две команды. Одна строится в шеренгу за линией старта, а вторая в
нескольких метрах сзади. По сигналу ведущего команды игроки обеих команд бегут
вперёд. Задача участников второй команды – догнать и поймать игроков первой,
пока они не пересекли финишную черту. Пойманных пересчитывают. После этого команды
меняются ролями. Побеждает та команда, игроки которой сумели догнать большее
количество соперников.
«Бой петухов» (игра с
прыжками). Начертить круг диаметром 3-4 м. Два участника игры встают в круг, каждый
стоит на одной ноге, а другую ногу, согнув в колене, захватывают кистью руки за
голень. «Петухи» толкают друг друга плечом, подпрыгивая на одной ноге и
стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Победителем
становится тот, кому удаётся это сделать.
«Летучий мяч» (игра с
мячом). Дети встают в круг, водящий становится в середине круга. По сигналу
водящего ребята начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга.
Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это
удалось, то он встаёт в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
Нельзя отнимать мяч, когда он находится в руках играющих.
«Успей сесть на санки»
(зимняя игра). На расстоянии 3-5
м друг от друга становятся санки. На них садятся двое
играющих. По сигналу ведущего они вправо или влево (согласно условию) обегают
санки соперника и снова садятся на свои санки. Выигрывает тот, кто быстрее
добежит до своих санок и усядется на них.
«Перетяни за черту»
(народная игра). Дети делятся на две команды. На площадке проводится черта.
Команды становятся у черты напротив друг друга. По сигналу соревнующиеся
хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший
черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь
может помочь товарищам – обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним
перетягивает противника.
В игровом методе
присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости,
самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он
является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма,
товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В
игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и
делать выводы.
Игры удовлетворяют
потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом
развитии, отдыхе и развлечении.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в
условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство.
Соревнование, как и игра,
относится к числу наиболее распространенных общественных явлений. Оно является
способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни —
в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы,
фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований
при этом различен.
Соревновательный метод в
процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных
формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет об элементе
занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении
отдельных упражнений), во втором — об относительно самостоятельной форме
организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие
подобные им состязания).
Фактор соперничества в
процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное
определение победителя, поощрение за достигнутые результаты, признание
значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых
соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический
фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать
максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
На практике используются
несколько методических подходов соревновательного метода:
- выполнение
соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение
параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число
повторений упражнения и т. п.);
- состязание в выполнении
эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но
требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с
ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве
предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание
утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной
дистанцией, и др.);
- «смещение»
соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону
упражнений.
Исключительно велико
значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств:
целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности
преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что
фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать
формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера
(эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный
метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии
высококвалифицированного педагогического руководства.
Например
Для воспитания личности
средствами физкультуры и спорта широко используются игровой и соревновательный
методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а
соревновательного — для старших школьников и взрослых.
Игры и соревнования
удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и
физическом развитии, отдыхе и развлечении.
В игровом методе
присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости,
самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он
является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма,
товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В
игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и
делать выводы.
Главная черта
соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного
соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом
организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в
производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали),
в спорте и т. д.
Значение
соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности,
инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности,
самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор
соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных,
так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия
и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном
воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического
руководства.
Таким образом, роль
спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия,
необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые
качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества
генерализуются — переносятся на внеспортивную жизнь.
|